
Правильное и разумное отношение к еде имеет важное значение для каждого человека. «Гордый человек, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов в своей статье «О посте», — ты мечтаешь так много и так высоко об уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка».
Именно поэтому святые отцы, раскрывающие в своих творениях законы духовной жизни, так много уделяют внимания этому вопросу. «Всякий, призванный благодатью Божией ко спасению, чувствует нужду заняться своим телом, чтобы оно помогало душе... а не было для нас наветником, — пишет епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Искусство святости». — Святые отцы давно уже выработали определенные правила в отношении к телу. Все определялось мерою и весом. В меру пили, в меру ели, в меру спали, в меру занимались физическим трудом. Все в меру, ничего лишнего. Общий строй их внешней жизни был очень ровен, нормален... и в высшей степени способствовал сохранению здоровья — душевного и телесного — и продлению самой жизни человека до наибольших пределов. Они рассуждали, что мера воздержания в пище должна быть определена судом совести каждого,.. соразмерно силам и крепости тела, что вред происходит от безмерного пресыщения и от неумеренного воздержания.
Такую постоянную умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней святитель Игнатий Брянчанинов и называет постом: «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост... Закон поста, будучи внешне законом для чрева, в сущности, является законом для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел, только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела, только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост».
Как нам приучить себя к посту?
Для этого, прежде всего, требуется постепенность. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, без толку злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к нему не спеша, внимательно, не разом, а постепенно.
Обратите внимание на свой желудок и определите, сколько ему требуется в сутки пищи и пития, потом понемногу уменьшайте количество употребляемой пищи и доведите его до того, что больше уже нельзя сокращать, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Помните, что заповедовал Сам Господь: Смотрите же, за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21, 34).
Для христианина, желающего исполнить эти правила и соблюсти закон поста, весьма важным является качество пищи. Самая естественная пища — та, которая назначена человеку сразу после его создания Богом, — пища из царства растительного. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будете пищу (Быт. 1, 29). И только после потопа разрешено употребление мяса.
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, растительная пища наименее горячит кровь, наименее утруждает плоть, она — самая здоровая. По этим причинам при употреблении ее сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком.
Эту же мысль подтверждает и епископ Варнава (Беляев): «...Питание преимущественно растительной пищей делает нас выносливыми и дает возможность работать равномерно и без преждевременного утомления. Весь секрет заключается лишь в целесообразном выборе и смешении пищевых продуктов и во внимательном и правильном их приготовлении».
Однако при всей необходимости и пользе этих продуктов для человеческого организма их употребление в продолжение года Святая Церковь подчиняет определенным законам — церковным постам.
Соблюдение постов — обязательное правило для всех членов Церкви. «Церковь, — говорит епископ Иустин, — расположила свои посты так, чтобы они служили для нас врачевством: после продолжительного употребления скоромной пищи дает пост, чтобы очистить и восстановить деятельность желудка; и сделав это, опять разрешает скоромную пищу». *
«Правила поста, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов,— установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского обязательства. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы, потому что, повторяю, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его».
В Церковном Уставе ясно указано и время употребления, и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с тою целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а — напротив — сделать ее легкой, крепкой и вполне способной подчиняться движениям духа и выполнять его требования.
* Из книги епископа Иустина «Что такое жизнь и как должно жить».— СПб, 1901.
Именно поэтому святые отцы, раскрывающие в своих творениях законы духовной жизни, так много уделяют внимания этому вопросу. «Всякий, призванный благодатью Божией ко спасению, чувствует нужду заняться своим телом, чтобы оно помогало душе... а не было для нас наветником, — пишет епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Искусство святости». — Святые отцы давно уже выработали определенные правила в отношении к телу. Все определялось мерою и весом. В меру пили, в меру ели, в меру спали, в меру занимались физическим трудом. Все в меру, ничего лишнего. Общий строй их внешней жизни был очень ровен, нормален... и в высшей степени способствовал сохранению здоровья — душевного и телесного — и продлению самой жизни человека до наибольших пределов. Они рассуждали, что мера воздержания в пище должна быть определена судом совести каждого,.. соразмерно силам и крепости тела, что вред происходит от безмерного пресыщения и от неумеренного воздержания.
Такую постоянную умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней святитель Игнатий Брянчанинов и называет постом: «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост... Закон поста, будучи внешне законом для чрева, в сущности, является законом для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел, только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела, только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост».
Как нам приучить себя к посту?
Для этого, прежде всего, требуется постепенность. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, без толку злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к нему не спеша, внимательно, не разом, а постепенно.
Обратите внимание на свой желудок и определите, сколько ему требуется в сутки пищи и пития, потом понемногу уменьшайте количество употребляемой пищи и доведите его до того, что больше уже нельзя сокращать, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Помните, что заповедовал Сам Господь: Смотрите же, за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21, 34).
Для христианина, желающего исполнить эти правила и соблюсти закон поста, весьма важным является качество пищи. Самая естественная пища — та, которая назначена человеку сразу после его создания Богом, — пища из царства растительного. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будете пищу (Быт. 1, 29). И только после потопа разрешено употребление мяса.
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, растительная пища наименее горячит кровь, наименее утруждает плоть, она — самая здоровая. По этим причинам при употреблении ее сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком.
Эту же мысль подтверждает и епископ Варнава (Беляев): «...Питание преимущественно растительной пищей делает нас выносливыми и дает возможность работать равномерно и без преждевременного утомления. Весь секрет заключается лишь в целесообразном выборе и смешении пищевых продуктов и во внимательном и правильном их приготовлении».
Однако при всей необходимости и пользе этих продуктов для человеческого организма их употребление в продолжение года Святая Церковь подчиняет определенным законам — церковным постам.
Соблюдение постов — обязательное правило для всех членов Церкви. «Церковь, — говорит епископ Иустин, — расположила свои посты так, чтобы они служили для нас врачевством: после продолжительного употребления скоромной пищи дает пост, чтобы очистить и восстановить деятельность желудка; и сделав это, опять разрешает скоромную пищу». *
«Правила поста, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов,— установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского обязательства. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы, потому что, повторяю, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его».
В Церковном Уставе ясно указано и время употребления, и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с тою целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а — напротив — сделать ее легкой, крепкой и вполне способной подчиняться движениям духа и выполнять его требования.
* Из книги епископа Иустина «Что такое жизнь и как должно жить».— СПб, 1901.
06.06.2009
Категории